понедельник, 18 июня 2018 г.

По Балканам в Сентябре

В этом году наш отпуск случился в сентябре. И решили не делать брони заранее, а останавливаться там, куда нас занесет, а точнее завезет арендованная машина. И все сложилось так как сложилось.

Страна: Сербия
Столица: Белград
Валюта: сербский динар (RSD)
Язык: Сербский

Страна: Босния и Герцеговина
Столица: Сараево
Валюта: конвертируемая марка (BAM)
Язык: Боснийский, Сербский, Хорватский

Страна: Македония
Столица: Скопье
Валюта: македонский денар (MKD)
Язык: Македонский

Страна: Черногория
Столица: Подгорица
Валюта: евро (EUR)
Язык: Черногорский

Белград - Суботица - Нови-сад - Фрушка Гора - Сараево - Мостар - Водопад Кравице - Междугорье  - Требине - Херцег-Нови - Пераст - Котор - Прчань - Цетине - Подгорица - Нови-Пазар - Скопье - Ниш - Смедерево - Златибор - Дрвенград - Белград

Вот примерно такой получился у нас маршрут в это путешествие.

Мы просто выбрали места которые хотели посмотреть за наше путешествие. Наметили примерные точки на карте и в путь!
Мы прилетели утром в Белград, погода стояла изумительная, +30 солнышко и «осенью и не пахнет», почти без проблем получили машину и поехали в первый городок нашего пути Суботицу.  В Суботицу мы ехали для того, что б утром следующего дня поехать в городок Палич посмотреть на озеро, думали искупать и просто хорошо провести время, но на следующее утро пошел дождь и значительно похолодало. По этому маршрут на озеро заменили на утреннюю прогулку по городу. Обязательный осмотр городской Ратуши и Церквей. Очень такой милый городок с неспешными жителями. А еще по пути нам встретилась свадьба! Жених и невеста шли первыми (конечно же вокруг них бегал фотограф), далее шли гости и музыканты. Весело с танцами - плясками и их еще долго было слышно!

Вторая точка в нашем путешествии - Нови - Сад. Это второй по величине город в Сербии. Первым делом, после того как мы поставили машину на парковку и заселились в отель, пошли осмотреть Петроварадинскую крепость. Мы уже видели ее со стороны когда заезжали в город. Но надо же побывать в ней. Мы прошлись по Дунаевскому парку где гуляло куча детворы, подошли к мосту через Дунай. Возле моста стоит памятник Олегу Насову - обычному парню, который оказался на мосту 1 апреля 1999 года, и стал «случайной» жертвой бомбардировок Югославии авиацией НАТО.
Оказавшись внутри стен крепости, можно увидеть красивые виды Нови-Сада и мостов. В крепости мы встретили еще фотосессии свадеб (ну как у нас на фоне Бизнес Центра или Парка Кедровый Лог) а вообще крепость как крепость, сколько их уже пересмотрели, а еще сколько пересмотрим…

После Нови-Сад было принято решение покинуть просторы Сербии и отправиться в Боснию и Герцеговину, через национальный парк Фрушка-Гора где сейчас находится 17 действующих монастырей. Посмотреть нам удалось всего парочку. А в одном нас очень душевно встретили, рассказали историю монастыря (на русском языке!) и угостили печеньками!

Границу прошли очень быстро. Полминутный просмотр документов и мы на территории Боснии и Герцеговины Республики Сербсой (не путать с Республика Сербия). И тут же мы получили свой первый штраф. Нас остановила полиция, и говорит что мы скорость превышаем, и как то на первый раз, нам еще таким воодушевленным отпуском,очень не хотелось спорить с местной полицией. Пришлось платить. Переночевать мы остановились в колоритном местечке Кум, это отдельный деревянный домик и внутри номера все такое натуральное и природное!

На следующее утро мы прибыли в Сараево. Предварительно постояв в пробках. Ну а как же? К столице ж подъезжаем… Вот тут уже погода разошлась как следует! Сараево это город где встречаются восточная и западная культуры. Так гласит надпись на асфальте в центре, но вот мне показалось ,что востока там в  разы больше. Так и чего же такого интересного и значимого произошла в Сараево, что мы туда поехали? Посмотреть на Латинский мост через реку Миляцка! Мост как мост, подумаешь старейший мост в Боснии и Герцеговине. Но именно с этого места началась первая мировая.

Как и в любой столице, что ни угол то достопримечательность. Памятник мультикультурному человеку - символ толерантности. Караван-Сарай Ташлихан XVI в. Голубиная площадь. Вечный огонь - поставлен в 1946 в первую годовщину со дня освобождения города от немецких захватчиков, в память погибших на второй мировой войне. И много «напоминалок» по всему городу от последней Боснийской войны. «Сараевские розы» название воронок, оставленных осколками снарядов на улицах города Сараево. Воронки на асфальте в местах, где от снарядов погибли люди, заливались не новым асфальтом, а смесью смолы и красной краски как память о многочисленных жертвах среди мирного населения. Но кажется, что на эти «розы» смотрят только туристы. По ним бегают дети, просто проходят прохожие. Все забывается…

А еще в Сараево есть Пивоварня - где можно отведать свое пиво и вкусно покушать! Даже удивительно, что в таком городе это место существует. Остаток времени мы гуляли по старому городу, который больше напоминает рынок всего, на любой вкус, цвет и кошелек. Поднялись на смотровую площадку (высота 100 м) откуда видно весь город. Останавливались бесчисленное количество раз в малюсеньких, милейших кофейнях, выпить турецкого кофе с восточными сладостями.

А на следующий день нас ждет встреча, с еще одним знаменитым (благодаря программе Орел и Решка) мостом, в городе Мостар. И так Мостар (Страж Моста) город датируется XV веком,а самый известный мост «Старый мост» был построен в 1566 году и был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, но был разрушен в ходе Боснийской войны в 1992 - 1995, и только в 2004 году был восстановлен (так что не такой уж он и «Старый» мост). Так и чем же он так знаменит? Нет, на нем никого и не убили (ну может и убили когда то, но это не влияло на исторический ход времени), всего навсего с этого моста «специально обученные люди» прыгают в воду за деньги. Вот и все! Пф… Мы даже не стали ждать когда он прыгнет, ага смотреть нам нечего…

Мы прогулялись по городку (читай рынку), зашли отведать мороженое и решили ехать на водопад Кравице, его рекламу мы часто встречали по дороге. Водопад как водопад, но после шумных городов и такой жары, как глоточек свежего воздуха. Мы посидели, отдохнули, покушали, насладились видами, и поехали дальше.

Место ночевки выбрали случайно город Междугорье. Но когда мы в него приехали, поняли что что - то там происходит… Так вот в далеком 1981 году четверым детям явилась Дева Мария. Некоторые дети (ну то есть уже взрослые) утверждают, что она к ним является до сих пор, с разной периодичностью. Эти беседы, записываются и распространяются на все основные языки мира. С тех вот пор, этот город ежегодный центр паломничества до 1 миллиона христиан. Лично я про этот город ранее не знала, и не читала ни одно из посланий. Причем, ни одна из церквей не признает этот факт. Но паломники все едут и едут. Людей очень много, их привозят огромными туристическими автобусами. Русскую речь я не слышала, а вот украинскую встречала.

Утро следующего дня мы провели в пути из Боснии и Герцеговины в Черногорию. Проезжали по долине которая больше напоминала другую планету (которую показывают в фантастических фильмах). Все сгорело и трава, деревья и на этом фоне останки домов как скелетики - только стены. Как то жутковато. И только через километров 50 мы поняли, что едем по очередной достопримечательности - по насыпи от бывшей железной дороги (теперь тут просто автомобильная дорога). По всему пути встречалось много заброшенных станций где были щиты с информацией о данной станции.

И первая остановочка город Требине на крайнем юге Республике Сербской в Боснии и Герцеговине. Мы заехали посмотреть Монастырь Сербской православной церкви - Херцеговачка-Грачаница.

Дальше граница и мы в солнечной Черногории. Большие планы на дни в Черногории: посмотреть достопримечательности, покупаться в море, отметить день рождения… И первая остановка в Черногории город Херцег - Нови - город тысячи ступенек. Конечно крепость (вход платный), вкусненький обед с морскими гадами, пляж! Пляж. Вот пляж, мало чем отличается от Анапского например. Всюду слышится русская речь, в воде плотность человеческих тел выше чем на суше. Далее захватили Пераст. И прибыли в Котор. В Которе мы были уже вечером, и основной задачей было подняться и спуститься с крепости до того как сядет солнышко, чтоб не делать этого в потемках. Мы это сделали!!! Но я жуть как устала! И если б знала что на следующий день мы заберемся повыше откуда будет просто шикарный вид на залив, Котор, горы и море… вот не полезла бы!!!

Ночевать мы остановились в шикарном домике в гордке Прчань. В котором собирались провести пару дней. Устроить себе такой отпуск в отпуске, от отпуска. Отметить день рождения и уже потом ехать дальше. Но случилось так что на следующее утро пошел дождь и похолодало… так что купание в воде морской пришлось отменить. А так просто сидеть дома не хотелось, как и гулять под ливнем, мы позавтракали, попрощались с милейшими хозяевами и поехали в столицу Черногории Подгорицу. Так как путь лежал через горы (у нас почти весь маршрут был по горам и серпантинам) вот тут то мы и поймали шикарный вид на Которский залив!!!

Но по пути заехали в одну из столиц страны Цетине где располагается официальная резиденция президента и министерство культуры Черногории. Вообще опять же, если б знать заранее, что в Подгорицу можно и не ехать. Но это ж все таки столицу, и галочку «я там был»поставить надо. Но вот в Подгорице смотреть вообще нечего. Памятник Высоцкому (ага!).
Мне одного рожденья мало, Расти бы мне из двух корней… Жаль, Черногория не стала Второю родиной моей.
Мост Тысячелетия и все… Хорошо хоть погода начала налаживаться. Не скажу, что было прям тепло но дождик капать перестал.

В Черногории так же обязательной программой к просмотру является Острог — не самый древний монастырь в Черногории, но один из самых знаменитых. В его стенах хранятся мощи святого Василия Острожского. Озеро Пива это искусственное озеро, и оно является самым большим в Европе резервуаром пресной воды. Очень красивый вид на озеро открывается со смотровой площадки если подниматься по серпантину в горы. И мост Джурджевича через реку Тара. Но больше всего мне понравился сам маршрут от озера Пива, до моста: пики гор, скупая растительность, облака до которых можно дотянуться… очень красиво!

И вуаля мы снова в Сербии! После Черногории мы посетили Монастырь Милешева - сербский православный монастырь основаный князем Стефаном Владиславом в 1218 - 1219. Огромная территория куда может попасть любой желающий. А еще на ней можно устроить семейный отдых с детками.

После мы посмотрели каньон реки Увац, где конечно же есть смотровая площадка, чтоб увидеть все изгибы реки-змейки. Народу там конечно много, но свою минутку урвать получится, и сделать фото на фоне реки!

И следующая наша цель город Нови-Пазар. А там в двух километрах от него Церковь святых апостолов Петра и Павла. Я очень хотела ее увидеть, ведь она датируется VIII-IX в. Ей больше тысячи лет!!! Пережила все. Это древнейшая из сохранившихся церквей в Сербии. Когда мы подъехали к церкви на ее территории был натянут шатер где явно что то праздновали, и веселились. И среди не понятной нам речи доносившейся из шатра, мы услышали очень знакомую песенку под гармонь «Выходила на берег Катюша…». Было очень трогательно. Я очень старалась сфотографировать церковь так, чтоб на фото не попало кладбище которое раскинулось вокруг церкви. Все эти каменные кресты неровной формы, придавали какую то особую атмосферу этому месту, и конечно же «Катюша».

Еху и еще одна страна, солнечная страна (только посмотрите на ее государственный флаг) в которую мы планируем попасть (ради одной достопримечательности) Македония. Но как только мы покинули Нови - Пазар, и почти в следующем городке нас остановила полиция. И говорят, что мы не пропустили пешеходов. Грозились штрафом 150 - 300 евро, отобрать права… Но тут то мы уже видавшие туристы. Если что права есть еще у меня, да и вообще. Диалог не клеился. Явно хотели с нас стрясти наличку, так сказать на нужды полиции. В итоге отпустили с указанием больше не нарушать ведь мы же братья славяне, и должны помогать друг другу. На том и разошлись.  В Македонию мы ехали по границе с Косово. То есть дорога по которой мы едем это Сербия, а на обочине уже Косово.

Скопье встретил нас пробками, и попрошайками. Как то мне показалось, что их очень много на улицах этой столицы из тех, что мы уже посмотрели. Немного поплутав с навигатором по улочкам Скопье мы все же отыскали наш отель. Заезжаем в лифт, спускаемся на парковку. Оставляем машину, поднимаемся в номер. Супер! Ну первый раз я в лифте ехала на машине. Дело было к вечеру но все ж решили прогуляться. Первое, что мы увидела недалеко от нашего отеля это Македонская Православная Церковь. Очень интересной формы. Как то чуть - чуть не похожа на общепринятые формы церквей. Но внутри очень красивая.  Хм, начал накрапывать дождик, и надвигаться неприятные тучки. Пришлось вернуться в отель. Мы вышли в ресторан нашего отеля с видом на ту достопримечательность ради которой и ехали в Скопье. Это Крест Миллениум. Он стоит на горе. Горы ночью не видно (ну почти), а сам крест светится и кажется что он просто завис в небе над городом. Зрелище то еще! А в сочетание с разбушевавшейся грозой, и под вино очень впечатляет! Ждем следующий день в надежде хорошей погоды.

И да! Погода хорошая случилась. После завтрака мы отправились осматривать Крепость Кале. Каждый раз у меня при просмотре подобной крепости всплывают образы Ланистеров :) Далее Старый город, узенькие улочки, витрины заставленные золотыми украшениями, кофейни на каждом углу. Ощущение что продублирован Старый Город Сараево. А вот «новая» часть города - все очень дороХо-боХато. Мостики с такими колоннами, мостики с другими колоннами, памятники, скульптуры… очень красивый город. А порции в ресторанах просто мегаогромные. Как обычно заказали по пасте и пиццу, пиццу унесли с собой так как за раз все вместе не осилить! И конечно же то ради чего мы и приехали в Скопье Крест Миллениум. До него добраться просто. Нужно пойти на автовокзал, сесть в двухэтажный автобус. Доехать до конечной остановки. Далее найти фуникулер и подняться на нем на смотровую площадку на горе, на которой собственно и стоит этот крест, и с которой открывается вид на весь город Скопье! Фуникулер работает по пол часа, и этого времени хватает, подняться, посмотреть крест, сделать фото, посмотреть на город, сделать фото, сделать селфи и спуститься. Ммм… Вот на такие достопримечательности все ж лучше смотреть из далека. Хотя вблизи его масштабы впечатляют. Находившись - нагулявшись  по городу, мы решили завтра возвращаться в Сербию.

На нашем пути попался город Ниш. Это самый крупный город на юге Сербии и третий по величине после Белграда и Нови - Сада. И старейший город на Балканах. Но мы в него «зарулили» что б посмотреть Црвени Крст (Красный крест) - нацистский концлагерь, действовавший с 1941 по 1944 год. Очень мрачное и неприятное место.

Еще посмотрели Нишскую Крепость (ну куда же без крепости то?) тут сохранились остатки зданий из периода Древнего Рима и Византии, средневековые постройки и многочисленные здания Османской империи.

И следующая крепость, которую мы посмотрели, Смедеревская.
Крепость расположенная на берегу Дуная начала XV века, откуда правил Сербской деспотией Георгий Бранкович. Вокруг крепости со временем возник город Смедерево. Захват крепости турками в 1459 году ознаменовал окончательное падение средневековой сербской государственности.

Еще одно неизведанное местечко которое у нас осталось перед тем как посетить Белград Дрвенград.
Идею создания Дрвенграда Кустурица описывал в июле 2004 года следующим образом:

«Я потерял свой город Сараево во время войны. Поэтому я захотел построить свою собственную деревню. Она носит немецкое название Küstendorf. Я буду организовывать там семинары для людей, которые хотят изучать, как создаётся кино, играть концерты, изготавливать керамику, рисовать. Это место, где я буду жить, и куда некоторые люди смогут приезжать время от времени. Там, конечно, будут проживать и другие жители, которые будут работать. Я мечтаю об открытом месте с культурным разнообразием, которое будет противостоять глобализации.»

Классная, милая деревушка, с шикарными видами, с милыми домиками, и улочками, церковью, раритетными машинами, кафе и ресторанами, бассейном. Вообще как гуляешь в каком то кино. Но нет ощущения, что там есть жизнь, как в деревне. Отличное место провести там пру дней, но не дольше. И отдельно хочу сказать про Шорганскую восьмерку, на которую мы не попали. Билеты нужно бронировать, хорошо заранее по телефону. Можно и купить у проводников стоячие места, но мы решили не ехать, так как и так в нашем путешествии было с избытком всего интересного. Да и жуть как начала портиться погода. А нам предстоял достаточно долгий переезд.

И заключительный город нашего путешествия Белград. В него мы въехали через жуткий смог, я не знаю что это было. Дымом не пахло, но видимость была просто отвратительная. Хорошо хоть в самом городе, ничего подобного не наблюдалось.
Мы заселились в наш отель. И поехали в аэропорт сдавать машину.

И так Белград. Это наверно первый город, про который я подумала, что я бы тут хотела жить. Он такой уютный и удобный, как мне показалось, но каблуки  и этот город не созданы друг для друга! Это факт!
Первым делом всех русских туристов прибывших в Белград, отправляют смотреть Отель Москва (бывшая Палата России) его строительство продолжалось с 1905 по 1908; и императору всероссийскому. Даже в нашем городе нет памятника ни одному из наших правителей. Ленина и того куда то дели.

Мы много гуляли, наслаждались видами, то и дело натыкая на разного рода достопримечательности. Например попали на поздравление баскетбольной команды Сербии, которые заняли второе место в Евробаскет 2017. Первое место взяла сборная Словении. Но Сербы нам сказали так: «Раз сборная Словении больше чем на половину состоит из сербов, то мы и за них очень рады».
Так же посмотрели Белградскую крепость.
И еще одно «наследие» оставшееся на память после военных операций НАТО: это памятник деткам которые погибли и разрушенные здания телецентра и Министерства Обороны которые стоят по сей день не отреставрированы, как напоминание о вторжение чужаков и несправедливости.

Вот таким было наше путешествие. Конечно о многом не рассказано и не написано. Много эмоций мы получили в это путешествие. В предпоследний день перед нашим перелетом домой в Белграде испортилась погода +12 и дождь. Видимо такой намек - пора домой. Но в дождь Белград засиял и засеребрился, что придавало ему особую атмосферу. А еще это был отличный повод сходить в магазин и купить новый ботиночки. Ну в самом деле, не могу же я лететь в белых, промокших мокасинах.

И почему то это не первый раз, когда в путешествиях, перед перелетом домой портится погода и начинается дождь.

1. Отличный у вас получился отпуск! И как же там все же красиво!

2. Очень красивые пейзажи и с погодой повезло!

3. Спасибо за небольшую экскурсию! Очень красивые фотографии!

1. Спасибо! Очень хочу еще таких путешествий много!!!

4. Great post, photos are amazing!
    If you want that we follow each other let me know and please click on links at the end of this post --> http://beautyshapes3.blogspot.hr/2017/12/casual-winter-outfit-gamiss.html